"Синдром Вельда"

Появлением термина «синдром Вельда» мы обязаны фантастическому рассказу Р. Бредбери «Вельд». В нем идет речь о семье, живущей в компьютеризированном доме. В этом доме, помимо прочего, есть детская комната с виртуальной реальностью. Дети часто играют в ней. Комната создает эффект присутствия в группе охотящихся львов. «… детская улавливает телепатическую эманацию психики детей и воплощает любое их пожелание. Стоит им подумать о львах - пожалуйста, вот они». Взрослые начинают замечать, что из комнаты все время раздаются пугающие крики. Беспокоясь о детях, они запрещают игру. Тогда дети заманивают их в игровую комнату, и те оказываются заложниками игры. Они просят детей обесточить дом, но напрасно. Львы уже начали охоту. И вот в последний момент перед смертью, в бессилии, родители истошно кричат. Они узнают этот крик. Точно такой же каждый день раздавался из детской. Осознание трагедии приходит слишком поздно. Львы нападают и убивают взрослых. 
      Психологическая зависимость от жестоких компьютерных игр – страшное дело. Она изменяет сознание игрока: переживания, связанные с виртуальностью, он воспринимает как реальные, свои собственные, ему приятно сознавать свою силу. В кровь выбрасывается адреналин – подобно наркотику, он заставляет работать участки мозга, отвечающие за удовольствие. 
         Если в спорте адреналин разрушается при движении, то в крови сидящего человека он остаётся, разрушая нервную систему, приводя к необратимым изменениям в работе мозга, к неврастении. Компьютерную зависимость приобретают до 10% игроков. В жестокие кровавые игры любят играть два типа подростков: агрессивные по природе, с одной стороны, и неуверенные в себе, одинокие – с другой. Первые получают возможность дать выход агрессии, вторые – способ самоутверждения.

Для «синдрома Вельда» характерен ряд особенностей:

- определенность объекта агрессии, когда ребенок понимает, кому он хочет причинить вред;

- методичное воспроизведение агрессии, направленной на реальный объект, в символических формах игры;

- деформация сознания, переориентируемого посредством игровой деятельности на допустимость агрессивного поведения;

- ситуация систематического вытеснения агрессии, порождающая психологические проблемы.

 

Махончук Анастасия Сергеевна,
арт-терапевт,семейный и детский психолог, психолог КДМ "Клиника, дружественная к молодежи"

 "PersonaGrata"-психологическое on-line пространство