Личностное пространство подростка

Формирование личностного пространства закладывается родителями в младшем школьном  возрасте и такие проявления, как задираться, бить товарища по песочнице, говорят о локализации этой проблемной зоны в семье ребенка. Таким образом, ребенок показывает родителям, как сейчас обстоят дела с комфортом в доме. Это является сигналом  к обсуждению и смене поведения домочадцев.

В подростковом возрасте грани личностного пространства приобретают структуру плавающего сегмента, который способен быстро видоизменять свои позиции, не замечая своих собственных зон комфорта. То есть ребенок склонен проявлять неуважение к высказываниям других, брать их личные вещи, во временное пользование, забыв спросить о разрешении. С одной стороны это настораживает родителей, которые и так не успевают приспособиться к бушующему, развивающемуся организму.

С другой стороны – дает возможность помочь установить этот плавающий сегмент личностного реагирования, как сформированную черту характера, дабы лучше было в будущем  с этим качеством жить подростку. На формирование личностного пространства и отношения к нему, безусловно, влияют средовые, бытовые условия и психо-эмоциональный климат в семье.

Пробовать зону комфортности другого – характерное проявление возрастных изменений подростка. На формирование личностных границ влияют не только наличие эмоциональных отношений внутри семьи, но и ее структурная особенность. Так, в многодетных семьях часто свитер, юбочку, которую носили старшие дети, передавали младшим, границы немножко смываются и становятся привычными. Такой человек легко отдает свою любимую игрушку другому. С другой стороны, ребенок, вынужденный постоянно делиться или принимать «по наследству» вещи своих старших братьев/сестер, в будущем может стремиться получить больше собственного пространства, чем у других.

Если ребенок один в семье, личностные границы более четко прослеживаются и на поведенческих проявлениях, и в формировании индивидуальности  личности. В первом случае подросток вырастает с такими качествами как терпение и снисходительность, не конфликтность. Ему не нужно много места на пляже, свой набор посуды в походных условиях и т.д. Во втором случае – ярко выраженная индивидуальность может отразиться на критическом взгляде на различные вещи и жизнь в целом..

Соблюдение границ личного пространства

Итак, давайте вспомним о правилах, установленных в семье и помогающих вырасти подростку без ущерба в формировании чувствования себя и своего пространства.

В каких бы условиях не жил подросток, домочадцам важно помнить  о соблюдении границ собственного пространства, и установить правила не нарушать границ других и корректно к этому относиться, что формирует такое качество как толерантность.

Когда в доме собирается семейный совет и принимается решение по поводу любой ситуации, место ребенка подростка должно быть там равноправным и полноценно важным с обсуждением его позиции, взгляда и мнения.

Также равноценно относится к его вещам и креативным творениям, как к папиным и маминым, а не потому, что это папина вещь, и она стоит много денег.

Не напоминать, что  родители принимают решение потому, как они материально обеспечивают подростка-иждивенца, чтобы не занизить его самооценку.

Обоюдные правила для домочадцев: это мои границы комфорта. Не у всех людей в большем социуме есть такие правила, и это нужно учитывать.

Такое формирование личности позволяет подростку быть уверенным в собственных силах, быть адаптивным в социуме, позитивно настроенным и толерантно, уважительно относится к тем, кто рядом.

 

Гореликова Алеся Александровна,
практический психолог,