Игры с удушением (асфиктические игры)

Это сообщение имеет цель рассказать родителям о проблеме повышенного интереса детей к играм с удушением и о том риске, который такое поведение, скрытое от взрослых, имеет для здоровья и жизни. Мы уверенны, что эта статья будет не учебным пособием для «игр», а средством профилактики этого опасного поведения детей.

Что такое асфиктические игры

Асфиктические игры или игры с удушением в США за период с 1997 по 2007 гг. стали причиной гибели не менее 82 детей в возрасте от 6 до 19 лет. В Украине их жертвами стали в 2013 году 12 детей; последний случай гибели ребенка вследствие таких игр (девочка 11 лет) зафиксирован в январе 2016 года. При этом очень трудно оценить число детей, пострадавших в результате «игр», у которых развились последствия кислородного голодания головного мозга, когда удушение было длительным. Показательна судьба двух подростков 13 лет – близких приятелей, считавших себя «авторитетами» асфиктических экспериментов и которые последовательно ушли из жизни по этой причине с интервалом в 3 месяца. Лица, погибшие при таких обстоятельствах, чаще всего расцениваются, как совершившие самоубийство, а не жертвы смертельной травмы по неосторожности, ибо родственники, первыми обнаруживающие погибшего, чаще всего не знают о данном увлечении своего ребёнка или скрывают детали происшествия.

В этой статье используется термины «асфиктические игры» или «игры с удушением». В молодежной среде чаще всего можно встретить названия «Собачий кайф», реже «Космический ковбой», «Параллельные миры» и пр. Вначале такое увлечение было уделом молодых людей, отбывающих тюремное заключение, а также детей, воспитывающихся в закрытых учреждениях. Со временем они стали достоянием обычных школьников. Ранее техника асфиктических игр была более щадящей, чем в настоящее время и заключалась в учащении дыхания участником «игры» с последующим сильным сдавливанием его грудной клетки или живота «ассистентом», который также должен был удерживать жертву от падения после потери сознания. В настоящее время техника усовершенствована сдавливанием сосудов шеи различными жгутами или без них, и выполняется коллективно или, что опаснее, наедине.

Почему дети играют в такие игры с удушением

Легче всего усмотреть причины в социальных кризисах и кризисах семейных отношений, что побуждает ребенка к поискам рискованных ситуаций. Также подростковый период и стремление к независимости сочетается с выраженной потребностью подтвердить свою идентичность со сверстниками, которая не ограничивается только внешностью и физическими особенностями, а, в первую очередь, стилем поведения. Вмешательство взрослых лиц в мир подростков воспринимается негативно и встречает их сопротивление, а запретительная информация воспринимается с сомнением. Так формируется поведение высокого риска самоагрессии.

Выделяют две специфические группы подростков, предрасположенных к асфиктическим играм. Первая считает игры безобидными, так как они не связаны с употреблением вредных веществ. Подростки второй группы испытывают влечение к алкоголю и наркотикам, но ограничены в их применении, а асфиктические эпизоды они используют для преодоления тревожных и депрессивных состояний. Дети младшего школьного возраста вовлекаются в асфиктические игры более старшими детьми.

Последствия данных игр с удушением

Критическим моментом «игры» является мгновение потери сознания, когда необходимо остановить действия. Промедление ведет к смерти. В момент, когда удушение прекращается, внезапный прилив крови к мозгу сопровождается яркими галлюцинациями и эйфорией. Добровольцы описывали ауру, сужение пространства, кратковременные галлюцинации. Возвращение сознания у многих сопровождалось «идиотской улыбкой». При промедлении на 10-20 секунд наступает кислородное голодание головного мозга. Пребывание без сознания более 3 минут часто ведет к необратимым повреждениям головного мозга и смерти из-за остановки сердца и прекращения поступления кислорода в мозг.

Чрезвычайно опасной разновидностью асфиктической игры у старших подростков-юношей являются «аутоэротическая асфиксия», как сочетание самоудушения и эротической стимуляции.

На что нужно обратить родителям внимание

Ребенок употребляет жаргонные названия подобных занятий в разговорах, в переписке и т.д.

Не должны остаться незамеченными красные следы или синяки на шее, которые подростки могут скрывать высоким воротником свитера, одетого не по сезону, необычная бледность лица с темными кругами вокруг глаз и точечные кровоизлияния на веках.
Обеспокоенность родителей должны вызвать поиск уединения и необычное поведение ребенка после пребывания наедине с собой, необычная гостеприимность в отношении новых приятелей, появление в доме необычных ранее вещей (собачьих ошейников, эластичного бинта и пр.).

Веревки, шарфы, ремни, возможно завязанные узлами, разбросанные в спальне или висящие на дверных ручках, следы завязывания одежды в изголовье кровати или на перекладинах шкафа, также представляют тревожные признаки.
У многих детей, приобщившихся к асфиктическим играм, развивается состояние, схожее с психологической  зависимостью, когда ребенок может повторять многократно (до 17 раз!) состояния удушения.

У ребенка могут отмечаться необычные высказывания и суждения, сонливость, притупление болевой чувствительности, тревожность, дезориентация и головные боли.

Часто обнаруживаются ухудшение аппетита, тошнота, рвота, учащенное дыхание, частый пульс и повышение артериального давления.

Повторяющиеся обмороки и судорожные припадки, необычные рассеченные раны лица могут быть связаны с травмой головы при падении.

Описана частичная утрата зрения в связи с кровоизлияниями в сетчатку.

Как предотвратить данное поведение ребенка

Пути профилактики в настоящее время интенсивно изучаются. Вероятнее всего широкая информированность взрослых способна ограничить поведение высокого риска у детей. При проведении разъяснительной работы у детей чрезвычайно ответственно нужно подходить к выбору формы подачи информации, ибо непрофессиональные попытки только привлекают внимание подростков.
Значительную пользу может принести воспитательная работа с младшими школьниками, которую проведут информированные родители и телеинтервью с демонстрацией жертв «игр», выживших после реанимации, а также родителей погибших детей, эффективные в подростковой среде.

Определенную пользу может принести видеонаблюдение в школах, так как дети приобщаются к асфиктическим играм на переменах, перед занятиями физкультурой и пр.

Кроме того, все дети должны быть информированы, что участие в играх может причинить травму и даже смерть другому лицу по неосторожности, что, тем не менее, ведет к уголовной ответственности и оставляет след на всю последующую жизнь.

Таким образом, можно утверждать, что в начале 21 века человечество переживает эпидемию опасных игр детей с удушением. Пока не ясны перспективы развития этого явления. Для борьбы с ним требуется шире информировать широкую общественность, в том числе и медицинских работников, работающих с детьми.
 

Иванько Олег Григорьевич,
д.мед.н., профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней ЗГМУ